Ведомости,
29 сентября 2025 г.
Минтранс предложил принципы регулирования эксплуатации ветхого флота
98 просмотров
Минтранс предлагает до 2030 г. ввести поэтапный запрет на заход в морские порты России иностранных судов возрастом более 40 лет. Об этом говорится в письме ведомства от 4 августа в аппарат правительства за подписью замминистра Александра Пошивая. «Ведомости» ознакомились с документом. Источник, близкий к Минтрансу, подтвердил его отправку.
Типы судов, которых коснется ограничение, должно установить правительство.
Для отечественных морских и речных судов старше 30 лет предлагается установить требование ежегодно проходить освидетельствование в Российском морском регистре судоходства (РМРС; госучреждение в ведении Минтранса) на предмет соответствия требованиям безопасности эксплуатации. Сейчас такую процедуру суда проходят раз в пять лет.
Иностранные суда старше 30 лет при заходе в российский морской порт предлагается обязать предъявлять схожее свидетельство РМРС не более чем полугодовой давности. При его отсутствии заход и выход из российского порта судну будет запрещен, следует из письма.
Кроме того, Минтранс хочет установить прогрессивную шкалу портовых сборов для любых судов старше 30 лет. Еще одно предложение касается повышения минимального размера страховых сумм по гражданской ответственности судовладельцев – в том числе при загрязнении окружающей среды нефтью или за вред, причиненный инфраструктуре порта.
Вместе с тем следует запретить заходы в российские порты тем судам, у которых нет страхового покрытия в компании, включенной в реестр Минтранса, говорится в письме. При этом само ведомство должно быть наделено полномочиями по формированию такого реестра, а основным критерием для попадания в него российского или иностранного страховщика станет возможность осуществления выплат застрахованным лицам в финансовой системе России, следует из документа.
Сейчас российские власти принимают страховки любых мировых компаний, но большинство из них не смогут произвести выплаты при наступлении страхового случая в России, отмечает Минтранс. Такое положение вещей создает неравные конкурентные условия для российских судовладельцев и делает страховое покрытие иностранного судна в российском морском порту «ничтожным», подчеркивает ведомство.
По данным Минтранса, в 2024 г. в российские морские порты зашло 14 992 судна, из них 9986 – под флагом РФ, оставшиеся 5006 – под флагами других стран. Но валовая вместимость последних существенно больше российских судов. Так, из 2115 судов вместимостью более 30 000 куб. м, заходящих в порты РФ, российскими являются лишь 54, говорится в письме.
Таким образом, в международных перевозках есть дисбаланс в пользу иностранного крупнотоннажного флота, резюмирует ведомство. При этом сформировалась практика перевода ветхих судов из российского флага в удобные юрисдикции с последующим продолжением эксплуатации этих судов для вывоза грузов из российских портов, отмечается в письме.
Ограничить эксплуатацию ветхих грузовых и пассажирских судов в России предложил предправления ВТБ, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК; передана во временное управление банку) Андрей Костин в апрельском письме президенту Владимиру Путину. На тот момент в российских водах работало более 10 000 судов старше 25 лет при общем размере гражданского флота примерно в 12 000 единиц, оценивал источник «Ведомостей».
Правительство в августе обсуждало подходы к ограничениям для ветхого флота. Тогда источники «Ведомостей» говорили, что в качестве возможного критерия для ограничения эксплуатации судна рассматривается достижение им возраста в 30 лет. Для таких судов, в том числе под иностранным флагом, предлагалось ограничить заходы в морские порты РФ.
Сейчас есть список Минтранса по состоянию отечественного флота и список Минпромторга по степени загруженности российских верфей, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом рассмотрения вопроса. По его словам, эти списки будут объединены в единый перечень, исходя из которого власти определят этапы ввода ограничений для ветхого флота. Пока нет консолидированной позиции в правительстве по этим вопросам, отметил он.
О том, что единый реестр еще не сформирован, знает и другой собеседник «Ведомостей» – на одном из судостроительных предприятий. Против появления «возрастного ценза» выступает, например, рыболовная отрасль, уточнил он. Росрыболовство считает нецелесообразным ограничение эксплуатации судов рыбопромыслового флота, а также научно-исследовательских, учебных и аварийно-спасательных судов, которые технически пригодны и соответствуют правилам РМРС, подтвердил «Ведомостям» представитель ведомства.
Ограничения по использованию ветхого флота в России точно будут вводиться, но с длительным переходным периодом, говорил Пошивай 23 сентября на форуме «Нева-2025». По его данным, до 2030 г. замены потребуют 1714 судов. Список передан в Минпромторг, который работает над ним, уточнил замминистра транспорта.
Гендиректор ОСК Андрей Пучков на том же форуме отметил важность установления переходного периода для внедрения новых инициатив в несколько лет. Это необходимо для того, чтобы судовладельцы могли выбрать стратегию по обновлению флота, а судостроители – сформировать перспективную загрузку верфей. «Все дискуссии, насколько мне известно, направлены сейчас на оценку возможностей и нахождение баланса», – пояснял он.
«Ведомости» направили вопросы в Минтранс и Минпромторг. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в интервью «РИА Новости» на ВЭФе в сентябре 2025 г. сказал, что ведомство концептуально поддерживает инициативу по ограничению эксплуатации ветхого флота, и отметил необходимость обеспечения спроса на отечественные суда.
Усиление контроля за техническим состоянием судов представляется необходимым элементом безопасности, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, целесообразно было бы выделить наиболее проблемные категории судов, например танкеры.
Но если пытаться ускоренными темпами вытеснить устаревший флот, у судовладельцев не будет возможности профинансировать новые суда из-за высоких процентных ставок, продолжает эксперт. Параллельно с этим есть проблема с дефицитом производственных мощностей на российских верфях, добавляет он.
Строить на российских верфях дорого, соглашается начальник управления по работе с клиентами отраслей транспорта «Газпромбанк лизинга» Андрей Доминов. Поэтому помимо льготного лизинга, обеспечивающего комфортную процентную ставку, необходимо субсидировать и часть стоимости самого судна, полагает он. По оценке Доминова, судовой утилизационный грант должен составлять не менее 50% от стоимости нового судна.
Исходной точкой оценки судна может быть его реальное состояние и назначение, а не возраст, рассуждает руководитель отдела аналитики медиагруппы «Портньюс» Виталий Чернов. Например, для судов, которые перевозят опасные грузы, требования должны быть строже, в том числе и по возрасту корпуса, полагает он. Судовладельцы эксплуатируют старый флот не потому, что он им нравится, а потому, что им сейчас сложно планировать свою экономику, продолжает эксперт. Поэтому им необходимо предоставлять как долгосрочную господдержку для обновления флота, так и приоритетный доступ к грузовой базе, резюмирует Чернов.
Светлана АФОНИНА, Денис ИЛЬЮШЕНКОВ
Катастрофа танкеров в Керченском проливе
Из-за сильного шторма 15 декабря 2024 г. в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с грузом мазута. В результате нефтепродукты попали в море, часть мазута была выброшена на побережье Крыма и Краснодарского края. С апреля 2025 г. из-за загрязнения была закрыта значительная полоса пляжей Черноморского побережья Кавказа. Потерпевшие крушение танкеры были построены в 1969 и 1973 гг., т е. на момент гибели обоим судам уже было более 50 лет.
Статья приведена без диаграммы.
Вся пресса за 29 сентября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 октября 2025 г.

|
|
Лента.Ру, 2 октября 2025 г.
Минздрав подготовил законопроект об изменениях в работе ОМС. Как нововведения могут отразиться на россиянах?

|
|
Финам.Ru, 2 октября 2025 г.
Акции страховщика Neptune выросли на 16% после IPO в США

|
|
Парламентская газета, 2 октября 2025 г.
Депутат призвал страховать электросамокатчиков и ограничить им скорость

|
|
Газета.Ru, 2 октября 2025 г.
Что случилось с ОМС: как новый закон может оставить вас без защиты

|
1 октября 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 1 октября 2025 г.
Жителя Зимбабве осудили за инсценировку смерти вымышленной дочери

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 1 октября 2025 г.
Роспотребнадзор помог жителю ХМАО избавиться от навязанных страховок

|
|
Волга Ньюс, Самара, 1 октября 2025 г.
Торговля, агробизнес и строительство чаще всего побуждают владельцев страховать риски

|
|
Интерфакс, 1 октября 2025 г.
В ВСС ждут дискриминации лицензий медстраховщиков в случае изменения закона об ОМС

|
|
Ведомости, 1 октября 2025 г.
Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Актуальность как стратегический фактор в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Параметрическое страхование как ответ на дефицит климатической защиты

|
|
Газета.Ru, 1 октября 2025 г.
В России хотят ужесточить правила выдачи полиса ОМС мигрантам

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Aon запустил Specialist Claims Solutions для повышения эффективности урегулирования убытков

|
|
Актуальные комментарии, 1 октября 2025 г.
Renault Logan лидирует в антирейтинге по самым дорогим ремонтам после ДТП на рынке РФ

|
|
Sputnik Армения, 1 октября 2025 г.
Глава Минздрава Армении: с 2026 года будет внедряться обязательное медицинское страхование

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 1 октября 2025 г.
В Петербурге осудили троих мошенников в сфере страхования, похитивших более 7,5 млн рублей

|
|
Медвестник, 1 октября 2025 г.
Глава ВСС призвал не отказываться от страховой медицины в системе ОМС

|
 Остальные материалы за 1 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|